воскресенье, 9 июля 2017 г.

«Оскар Уайльд: Соловей и роза». Австралия. 2015







На Берлинском фестивале 2015 года номинацию в категории  «Хрустальный медведь - лучший короткометражный фильм конкурса для юношества Поколение 14+» получила австралийская художница Кэтрин Бартон за анимацию «Соловей и роза» по одноименной притче Оскара Уайльда.
Кэтрин Бартон – дважды лауреат художественной премии Archibald Prizes (существует с 1921 года и назван в честь Дж. Ф. Арчибальда, австралийского издателя, а также куратора  Галереи искусств Нового Южного Уэльса.
Бартон получила степень бакалавра изящных искусств в Университете Нового Южного Уэльса и с тех пор успешно работает в книжной иллюстрации и графике. В последнее время ее амбиции распространились на кино. Брендан Флетчер, кинорежиссер по профессии, помог Кэтрин анимировать двенадцать ее иллюстраций к сказке Оскара Уайльда. Фильм сделали в технике бумажной перекладки. Что создает волнующий эффект, когда, скажем, многочисленные перышки соловья трепещут от движения воздуха.


Графический стиль Бартон, на мой взгляд, как нельзя лучше подходит стилю Уайльда. Есть в нем нечто ювелирно-вычурное и страшноватое. Легкая тень изысканной паранойи и мазохизма время от времени проходит по художественному изделию. Несколько смущает, что фильм настоятельно рекомендован Берлинским фестивалем для юношества  от 14 лет. Дело не в очевидном сексуальном подтексте: голосом Мии Васиковской поет птичка с белой грудью, глубоким баритоном Дэвида Тэнана, любимца школьниц, вещает роза, завлекающая соловья ближе, как можно ближе к своим мощно-упругим шипам. А сам акт проникновения розового шипа в соловья… Слегка теряешься, если вспомнишь вдруг про Поколение+14.



Сам по себе любовный акт и его публичное изображение социально не табуированы для четырнадцатилетних. Не это смущает. Смущает вычурность, отдающая паранойей, и сладострастие, отдающее мазохизмом. Благодаря как раз этому (в комплексе с другими сладко-ядовитыми нюансами) проза Оскара Уайльда выглядит столь декадентской и пикантной.
  
     - Вот он наконец-то, настоящий влюбленный, -  сказал  себе  Соловей.  - Ночь за ночью я пел о нем, хотя и не знал его, ночь за ночью я рассказывал о нем звездам, и наконец я увидел его. Его волосы темны, как темный гиацинт, а губы его красны, как та роза, которую он ищет; но страсть сделала  его  лицо бледным, как слоновая кость, и скорбь наложила печать на его чело. То, о чем я  лишь  пел, он переживает на деле; что для меня радость, то для него страдание. Воистину любовь - это чудо. Она драгоценнее изумруда и дороже  прекраснейшего  опала. Жемчуга и гранаты не могут купить ее, и она не выставляется на рынке. Ее  не приторгуешь в лавке и не выменяешь на золото.
     - Крепче прижмись ко мне, милый Соловушка, не то  день  придет  раньше, чем заалеет роза!
     Соловей еще сильнее прижался к шипу, и  острие  коснулось  наконец  его сердца, и все тело его вдруг  пронзила  жестокая  боль.  Все  мучительнее  и мучительнее становилась боль, все громче и громче раздавалось пенье Соловья, ибо он пел о Любви, которая обретает совершенство в  Смерти,  о  той  Любви, которая не умирает в могиле.

То же с графикой Кэтрин Бартон. Она высокохудожественна, слов нет. Кропотлива и филигранна. Ее первоэлемент – точка, застывшая крошечная капля краски. Тысячи таких бисеринок соединяются в линии, завитки, спиральные фигуры.




Лица ее персонажей бледны, губы красны, как кровь, глаза влажны и кажется, дрожат в  оправе века, как капли красной ртути. Дети у нее поражены нездешним страшным знанием, фантасмагорические животные вкрадчивы и жестоки, а оранжерейная растительность источает душный влажный аромат.
 
Дочь профессора ("Соловей и роза"). 

Студент ("Соловей и роза").

Кэтрин Бартон. Без названия. 2015
Кэтрин БартонПортрет Кейт Бланшетт. Акварель, гуашь, акрил, холст.

Кэтрин Бартон. Портрет Хьюго Уивинга. Акварель, гуашь, акрил, холст. 2013.
Сказать бы, что это персональный стиль Бартон. Так оно и есть, конечно. Но международное признание несколько меняет масштаб бартоновского эстетического пейзажа.


Источники:


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.