среда, 24 февраля 2016 г.

Полный артхаус. "Арвентур"





Сначала Александр Грин. «Фанданго»:

«Испанцы ухватились за длинный тюк и поставили его вертикально. Ножи оттянули веревки тупым углом, и они, надрезанные, лопнули, упав вокруг тюка змеей. Тюк был зашит в несколько слоев полотна. Развертывая его, набросали кучу белых полос. Тогда, расцвечиваясь и золотясь, вышел из саженного кокона огромный свиток шелка, шириной футов пятнадцать и длиной почти во весь зал. Трепля и распушивая его, испанцы разошлись среди расступившейся толпы в противоположные углы помещения, причем один из них, согнувшись, раскатывал сверток, а два других на вытягивающихся все выше руках донесли конец к стене и там, вскочив на стулья, прикрепили его гвоздями под потолок Таким образом, наклонно спускаясь из отдаления, лег на весь беспорядок товарных груд замечательно искусный узор, вышитый по золотистому шелку карминными перьями фламинго и перьями белой цапли — драгоценными перьями Южной Америки. Жемчуг, серебряные и золотые блестки, розовый и темно-зеленый стеклярус в соединении с другим материалом являли дикую и яркую красоту, овеянную нежностью композиции, основной мотив которой, быть может, был заимствован от рисунка кружев».




Такой расшитой тканью кажется фильм Ирины Евтеевой. Всякий фильм Ирины Евтеевой: «Петербург», «Демон», «Эликсир», «Маленькие трагедии», «Фауст», «Тезей», «Клоун», «Лошадь, скрипка... и немножко нервно», «Арвентур».







После фестивального просмотра в «Знамени» Ирину спросили: «А обычная анимация Вас не устраивает?». Первым желанием было спросить спрашивающего: а что такое «обычная анимация»? Анимация всегда необычна. Оживить и наделить историей кусок шнура, моток проволоки, булыжник, щепотку сухих стеблей, кружок картона, вертикальную линию на триацетатной пленке, чешуйки отслоившейся эмульсии - это в любом случае фокус или волшебство. Вы уже поняли, кого я назвала: Гарри Бардин, Ян Шванкмайер, Юрий Норштейн, Норман Мак-Ларен. Все необычные. Рядовых здесь нет.
Более того, мне кажется, что львиная доля художественного смысла анимации - в ремесле. В очевидных на экране способах делания и в материалах. Здесь происходит чудо. На это надо смотреть.
Разумеется, я знаю литературную манеру и круг любимых образов Александра Грина.

«Арвентур!
     Взволнованный,  я напряженно твердил это слово.  Какой далекой,  полной радостью веяло от него!  Чужие страны развертывались перед глазами. Смуглые, смеющиеся люди проходили в моем воображении, указывая на горизонт холмов.
- Арвентур, - говорили они. - Там Арвентур».

Быть может, это можно перевести в кинообразы. Но если в них не будет материальности гриновского слова, шелковисто-гладкого, ветвисто-цветущего, звеняще-синего (Лисс, Зурбаган, Арвентур), не стоит и браться.
Ирине Евтеевой это дело с руки, потому что у нее техника такая.









Половину удовольствия теряешь, если нельзя разглядеть на мониторе компьютера или телеэкране сложную материю ее кадра:
толщу и твердь стекла, покрытого где – царапинами, где – плотной пленкой грунта,
прозрачные лессировки краской и кистью,
рельефные завитки масляной краски,
воздушную прослойку между стеклом и парящей за ним световой проекцией фильма,
световые локусы, одновременно прозрачные и материальные, потому что я чувствую их фотонную трехмерность: на поверхности стекла, над стеклом, по ту сторону,  в цветной глубине.
Пространство кадра волшебным образом расслаивается на несколько пространств, и каждое из них населено своим родом существ, отнюдь не виртуальных, вполне чувственных.





Фрагмент кадра фильма "Арвентур".



Фрагмент кадра.

Фрагмент кадра.





Конечно, на этом последнем скриншоте вряд ли увидишь серебристую шероховатую поверхность стекла,  по которой стелется световой луч, выявляющий каждую крупинку грунта, вряд ли заметишь волосяные следы кисти, мягко продлившей мазком охры киль фотографического отражения лодки. Вряд ли зависнешь, как ребенок, счастливо и смятенно, в сияющей пустоте  воздушного объема.
 Но без такого видения и ощущения фильм как будто наполовину потерян. Все цифровые копии фильмов Евтеевой, гуляющие в Интернете, - только репродукции. Это грустно: когда еще Ирина приедет к нам и по этому случаю в кинотеатре устроят настоящий показ. Но это и хорошо, потому  что теперь, в буквальном смысле потрогавши «Арвентур» за кадры, я знаю, что в действительности происходило в «Петербурге», «Демоне» и «Эликсире». Уже не обманусь. Компьютерная репродукция воскресит в памяти  оригинал.
«Вокруг сверкал движущийся световой хаос… Все колебалось, являлось, меняло форму... В воздухе, под углом, горизонтально, вертикально, против меня и из-за моих плеч проходили, исчезая в пропастях зеленого блеска, неизвестные люди южного типа, все это было отчетливо, но прозрачно, как окрашенное стекло… Картина солнечной комнаты, приняв несравненно большие размеры, напоминала теперь открытую дверь. Из нее шел ясный дневной свет, в то время как окна броковского жилища были по-ночному черны.
    Я говорю "Свет шел из нее", потому что он, действительно, шел с этой стороны, от открытых внутри картины высоких окон Там был день, и этот день сообщал свое ясное озарение моей территории.
    Казалось, это и есть путь».









Можно сказать, Ирина – мечтательница. Но мне кажется, в ее «Арвентуре» происходит что-то гораздо более серьезное и важное, чем мечта. История очарованных героев, утонувших в глубине картин, мягко разворачивается там, в сияющей глубине и поднимается на поверхность, к реальности материала и инструмента, к щедрости художника, мастерящего кончиком кисти – не мечты, нет! - бесконечные чувственные радости для глаз. Такие же подлинные, как орфоэпическая драгоценность «Ар-вен-тур».
Если Ирина реабилитирует в нашем мире, заигравшемся в виртуальность, реальную, ремесленную надежность творческого труда и реальную, материальную роскошь искусства - это лучшее, что она делает.









Арвентур
2015
Россия
Автор сценария, режиссер, аниматор - Ирина Евтеева.
Продюсер - Андрей Сигле.
Оператор - Валерий Мюльгаут.
Художники - Наталья Кочергина, Лидия Крюкова.
Монтаж - Тамара Денисова.
1:20
В главных ролях: Сергей Дрейден. Владимир Кошевой, Валентин Цзин, Ян Нэм, Леонид Мозговой, Владимир Аджамов, Юлия Маврина.

















Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.