пятница, 29 января 2016 г.

Анимация. Эстетическое замещение








Сегодня вечером - через час с небольшим - в Киноцентре имени Л. Л. Оболенского начинается мой  семинар по анимации. Когда-то мы уже вели в Киноцентре подобные разговоры. Название семинара спокойное: "Искусство анимации: эксперименты и традиции". Намерения самые очевидные: посмотреть как можно больше хороших и разных анимационных фильмов. Познакомиться с новыми авторами или новыми техниками (не для пользования, а для более интенсивного зрительского удовольствия). И если повезет, найти в этом ворохе разнообразной красоты – сладкой, смешной, жестокой, наивной, изощренной – несколько принципов, которые позволят говорить об анимации поверх вкусовых предпочтений и глубже оценок, приемлемых в других искусствах.
Допуская, что анимация имеет отношение к кино как записи движения и даже порой использует фотографическую реальность, теория этого вида искусства справедливо отказывает ему в природном свойстве кино и фотографии - в сущностной неопределенности образа и в открытом горизонте смысла (чувствительный Барт называет эту открытость разрывом или разрезом в связности восприятия).
Анимация начинается с редукции реальности до элементарного условного знака, как это происходит в живописи, графике, хореографии, музыке, словесном искусстве. Проблема в том, до какой степени доходит эта редукция: до линии и точки, как в «Острове» Федора Хитрука или «Уличной музыке» Райана Ларкина, до узнаваемого контура, как в теневой анимации Лотты Райнигер, или же едва трогает первый слой вещей, как в «Пробуждении жизни» Ричарда Линеклейтера. 
Второй этап – восполнение, замещение отнятого другим материалом. И здесь происходит самое интересное. Каждый автор делает это по-своему.
 
В. Ольшванг
Ю. Норштейн

П. Пярн
 

Х. Миядзаки

"Аватар", Д. Камерон


И. Максимов

А. Алексеев

Р. Линклейтер

Ф. Грамматикопулос

М. Шинкай


 У анимации множество путей замещения, множество материалов, множество технологий. Поэтому действительно «авторских», уникальных почерков здесь куда больше, чем в кинематографе, распознать их намного легче, но прочесть труднее, потому что законы анимационного языка пока не доведены до нас, зрителей, в той же степени ясности, что законы кинематографического изображения.
Но мы попытаемся это сделать, взяв в сообщники многих, кто делал анимацию или писал про анимацию: С. Эйзенштейна, Ф. Хитрука, Ю. Норштейна,  Х. Миядзаки, И. Максимова, С. Асенина, А. Прохорова, Н. Венжер, Ж. Делеза, П. Гринуэя и др.
  
ПРОГРАММА СЕМИНАРА
Январь-март 2016
29 января
АНИМАЦИЯ И ИГРА. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЗАМЕЩЕНИЕ
5 февраля
ЗАКОНЫ ДИСНЕЯ И ПОСТ-ДИСНЕЕВСКАЯ АНИМАЦИЯ
12 февраля
КОЛЛАЖ И АНИМАЦИЯ
4 марта
КАРТЕЗИАНСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ АБСТРАКТНОЙ АНИМАЦИИ.
11 марта
ЦИФРОВАЯ АБСТРАКЦИЯ: ПЛАЗМА И ОБРАЗ
18 марта
3Д-АНИМАЦИЯ. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
25 марта
3Д-АНИМАЦИЯ. КОНЕЦ ФЕНОМЕНОЛОГИИ



Возможны замены дат.




 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.